SiamCity - Сайт о Таиланде  
          Путевые заметки 

Путешествие в Лаос Путешествие в Лаос
Итак, про наше путешествие. Для начала неплохо-бы обьяснить, зачем мы вообще мотаемся по граничащим с Таиландом странам. Оно конечно интересно, но если раз в три месяца, и хочешь не хочешь, то уже не так интересно. Ответ прост -- визу надо продлять, до тех пор, пока не вышибешь себе рабочую. Имея туристическую, имеешь и необходимость раз в три месяца отправляться в путешествие. Можно, наверное, сделать так, чтобы продлять визу на месте, в Таиланде, но тем самым наносится серьезный удар по экономике как Таиланда, так и граничных стран. Массы трудящихся, от владельцев отелей до транспортных компаний, наживаются на любителях пожить в Таиланде. Вообще с граничащими странами заключено нечто вроде соглашения, на предмет времени, требуемого для получения визы. Визу можно вляпать в паспорт за пару часов -- убедившись по компьютеру, что за претендентом на визу не тянется никакой хвост и он не в Интерпол розыске. Однако-ж на это уходит двое-трое суток -- и если меньше, приграничные страны могут обьявить Таиланду войну. В течении этих 2-3 суток претендент на визу вынужден жить в приграничной стране, снимать номер, питаться и так далее. Хорошо всем. А нас никто не спрашивает.

    У меня родилось такое рацпредложение -- ну, пусть тогда будет так -- я захожу в посольство Малайзии там или Лаоса, в Бангкоке, плачу им за гостиницу и даже еду, еще чего-нибудь сверх, и получаю требуемую визу. По крайности, хоть время сэкономлю. Не надо ехать. Дают тебе лист со стоимостью поездки, а ты выбирай отель и вид транспорта, за которые надо платить. Представляю, что тогда будет -- в цене будут самые дешевые гостиницы, а одно только название -- Хилтон или Шангри-Ла -- будет вызывать содрогание, за конурами стоимостью 3 цента в сутки, без воды, света и возможно крыши, будет очередь, и все будут уверять посольство, что они терпеть не могут кондиционированные вагоны и автобусы, и страстно любят езду в таких передвижных сарайчиках, по цене немногим дороже велосипеда. Но до таких высот обслуживания пытливая азиатская мысль еще не добралась, они предпочитают по старинке -- в наш-то компьютерный век, на пороге 3-го тысячетелетия! Т.е. я вынужден не только платить за многочисленные сервисы, но и ими пользоваться. Итак, на этот раз мы решили поехать в Лаос -- нам пообещали, что тамошних иммиграционников можно расслабить, разжалобить и получить визу за один день, и кроме того, цепь отелей, на которую мы в Таиланде работаем, имеет в Вьентьяне, столице лаосской родины, свой отель Тай-Пан, и жить мы там будем со скидкой. И в конце-концов, почему-бы не побывать в Лаосе?! Увязать новизну с необходимостью и прибавить к воспоминаниям еще одно -- получение визы в девственных джунглях.

    Поехали в автобусе. Спальном с кондиционером. Спальный он не больше, чем самолет -- просто кресло можно опустить, есть стюардесса, пледы укрываться, и даже еда в коробочках. Туалет, трясучий, как некормленный верблюд. Сама езда тоже смахивает на беспосадочный перелет -- за 9 часов 2 остановки, по 15 минут. Я курящий, т.е. вынужден наслаждаться здоровым образом жизни и курить только на остановках. Мне почему-то кажется, что курящим всего мира давно пора обьединиться и начать бороться за свои права. Эта борьба с курением уже дошла до садизма. Я ведь не прошу, чтобы мне разрешили курить прямо в салоне или где угодно еще, где это может причинить неудобство некурящим здоровякам. Но дырку какую-то можно сделать, в автобусе или самолете или где угодно! Высунулся и кури, пусть хотя-бы раз в два часа! И потом, меня умиляют эти последователи здорового образа жизни. 99 из 100 некурящих ничем, действительно полезным для здоровья, не занимаются, трещат по швам и лопаются по всем очертаниям своих уже не тел, а туш и тушек, от неумеренного потребления здоровой, вкусной и экологически чистой еды -- но искренне полагают, что никаких таких спортов не надо, достаточно бросить курить и гневно протестовать против курящих. Т.е. борьба с нами, с курящими, и стала для них спортом. Лично я убежденный, идеологический такой курильщик, не бросаю и бросать не собираюсь и вообще мне некурящих жаль. И я считаю, что в курении далеко не только вред, отрава, рак и та самая капля никотина, что якобы убила где-то лошадь. Убить может, и далеко не только лошадь, не никотин, а борьба с ним. Человечество лучше-б с таким энтузиазмом с коммунизмом, скажем, боролось, или с иммиграционными властями... Пользы было-б куда больше. Пардон, отвлекся -- но сразу хочу предупредить, меня так и будет заносить в разные стороны, по мере продвижения вперед и получения визы.

    Автобус мчал исключительно в темное время суток -- здесь темнеет после 6-ти вечера, светает тоже после 6-ти, но уже утра -- причем из-за близости к экватору времена года на время рассвета-заката не влияют. Приехали в Нонг-Кай, конечную остановку на северной границе Таиланда, около 6-ти утра. Далее необходимо от автобусной остановки добираться до остановки шаттлов -- такие небольшие автобусы, довозящие вас до приграничного Моста Дружбы через знаменитую реку Меконг, потом через сам мост до лаосского погранпункта. Добираться приходится на тук-туке -- знаменитом такси Юго-Восточной Азии, такая тележка, приделанная к мопеду или велосипеду, но с моторчиком. В тележке есть сиденья и даже крыша, рессор явно нет. Почему-то считается достопримечательностью. Треск, пыль, и необходимость торговаться. Это мое главное впечатление от тук-тука.

    Граница открывается в 8, т.е. 2 часа необходимо провести на остановке этих самых шаттлов -- а это типичная деревня, даже туалет до боли родной -- курятник из дерева, на свайках. Хотя, не в пример нашим, намного чище и почему-то без запаха. А, ну да, и еще без надписей. К открытию границы набегает куча народу, большей частью лаосцы, челноки. Лаос не в пример беднее Таиланда, только недавно немного приостановил строительство коммунизма -- ну и понятно, что массы прут в соседнюю насквозь капиталистическую державу, чтобы хоть как-то прокормиться и одеться. Как нам хорошо известно, коммунизм с едой и одеждой хотя и связан, но очень слабо, почти условно. Опять предупреждаю -- я принимал активное участие в строительстве не то коммунизма, не то социализма, а потому тема для меня больная и актуальная, я вообще неравнодушен как к ком-му, так и к его активным разносчикам, от бородатых зачинщиков до мордатых современных последователей. Ладно, оставим, на время ком-м в покое. Очень много иностранцев -- т.е. не лаосцев, не тайцев и не русских. В основном с рюкзаками, одетыми, как наши горожане во время выезда на колхозные поля на уборку свеклы или картошки. Прут за экзотикой. Лаос открылся миру совсем недавно, и выяснилось, что в Лаосе -- девственные джунгли, деревни и племена с первобытнообщинным строем и кое-что еще, о чем дальше. Забиваемся в шаттл, едем до тайской границы. Проверка паспортов на предмет выпинывания из Таиланда. Как обычно -- в одном окошке сидит быстродействующий чиновник, штампующий паспорта, как станок с программным управлением, а в другом -- такой ювелир-кустарь, за малым не вручную рисующий эти самые штампы. Иногда кое-что в паспорте рассматривает в лупу и вообще смотрит на тебя с искренним сожалением -- что нельзя задержать, нет у тебя наркотиков (за которые тут смертная казнь), оружия или похищенной 5-ти тонной статуи Будды, и даже штрафовать не за что. Такие чиновники обычно помоложе и с кучей наградных планок. Я так понял, что им дают награды за время, потраченное на каждый паспорт -- чем его больше, тем больше награда. Мне попался на этот раз такой, что будь он у нас в СовСоюзе, ему бы светил орден ленина, не меньше. Трудяга!

    Наконец, мне втиснули штампик, опять восхождение в автобус, пересекание Меконга -- и долгожданная лаосская граница. Моя спутница, Наташа, несколько приободрилась, увидев лаосский погранпункт -- современно, чисто, почти цивилизованно. Начала гадать, кто-же богаче -- Таиланд или Лаос. Я, памятуя о недавнем лаосском коммунистическом прошлом (кстати, не совсем прошлом -- но об этом дальше), тихо промолчал. Штампы и прочее воткнули сразу и без проволочек -- Лаосу нужна валюта, не до иммиграционных выкрутасов. Вьездная виза стоит 30 долларов, а вот в Малайзию вьехать ничего не стоит. Но зато при вьезде в Малайзию тебя с собаками обнюхивают насчет наркоты, а здесь тебя обнюхивают только на один предмет -- тяпнуть с тебя лишний центик. Высокооплачиваемый чиновник в Лаосе получает 10 долларов в месяц -- считайте сами прикидывайте, как они живут и каков их настрой по отношению к туристам. Выходим за пределы погранпункта, такси и тук-туки. Машины одна старее другой, счетчиков нет, везде торговля. Движение левостороннее. Валюта имеет свободное хождение ---в основном тайские баты и американские доллары, тамошняя валюта, некий "кип", тоже имеет курс, но для его вычислений надо таскать с собой ноутбук. Столько-то тысяч за чего-то. Поторговались, взгромоздились в тук-тук и поехали. Примета социализма -- в Таиланде или Малайзии такси или тук-тук никогда никого не подсадят, если есть пассажир, а здесь не успокоятся, пока не набьют тачку, как магазин автомата патронами. До отказа. Едем во Вьентьян, до которого 20 с гаком километров. Ужасно наши дороги, аж слеза прошибла, после первых колдобин. Ужасно наше все -- мы ведь с 75-го года там были, братски помогали и просто-напросто их содержали. Грузовики, всякая техника -- пока еще в основном наши, Камазы, Кразы, Мазы и так далее. Легковые машины -- примета постсоветских времен -- в основном уже не наши, хотя потрескивают то там, то сям Жигули и даже Москвичи, разных лет и марок, так что в каком-то смысле можно было изучать историю советского автомобилестроения. И сразу -- тоскливое чувство, желание сразу развернуться и поехать обратно, настолько все скучно и однообразно. Все кругом одинаково нищие, пыль, грязь, ухабы. Коровы шляются, петухи, остатки всякой сельхозтехники, лачуги... Приметы нового времени -- лавки, с пестротой товаров. Переход от сельскохозяйственного окружения к самой столице практически незаметен, те же коровы, собаки и лачуги. Небоскребов нет и высотных зданий тоже, и явно не предвидится. Ощущение -- какой-то уездный городок времен недостроенного социализма. Непонятно, чем живущий, кстати -- в Лаосе НЕТ НИКАКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ВООБЩЕ! Если не считать промышленностью чиновников -- они как-то так живут, самоплодясь и самоокупаясь. Был-бы чиновник, а взятки и поборы найдутся.

    Сразу едем в посольство и выясняем, что в один день визу сделать не удастся, придется наслаждаться лаосской экзотикой два дня и две ночи. Наташа, по молодости и впечатленная увиденным, возрыдала прямо на ступеньках, после того, как ее трогательную историю о необходимости покинуть Лаос завтра, даже не стали слушать -- а она оттачивала все детали этой своей истории все последние сутки! Рыдала долго, на меня уже стали этак нехорошо поглядывать -- довел, мол, девчонку, маньяк. После того, как слезы иссякли, Наташа встала, мы уселись в какой-то дребезжащий лапоть и отправились в гостиницу, заплатив лаптю (водитель удивительно походил на свою машину) 50 бат (1 доллар = 38 бат). Выяснилось позже, что за 50 бат нам можно было отправиться на целый день в джунгли на экскурсию, причем в 10 бат нам-бы обошлась машина, а в 40 -- вооруженная охрана. Тут власть -- только в центре, а далее в джунглях правят местные батьки, так что туристские экскурсии более напоминают не экскурсии, а экспедиции конкистадоров в поисках Эльдорадо. Наш Тай-Пан, вместе с французским Новотелем, здесь считаются центровыми, навороченными гостиницами -- ну и в общем-то они на своем уровне. Еще они недавно построили гостиницу номер один Лаоса -- Лаос-Плаза, кажется так. Вернее, не они. Строят тут вьетнамцы или китайцы. Мы даже видели одно 7-миэтажное здание! Еще выделяются высотой Триумфальная Арка, построенная французами, и нечто вроде пожарной каланчи или сторожевой будки. Этакой современной сторожевой архитектуры. Так и видится на этой будке какой-нибудь товарищ, типа зюганова, зорко озирающий границы -- как-бы трудящиеся не разбежались! Много так называемой колониальной архитектуры времен французского правления. Оттуда и Арка. Прямо Париж. Только жарко и пальмы. Вселились -- в гостинице было все, что требуется лично мне -- кондиционер, вода, и прекрасно оборудованный спортзал. Наташа немного отошла, отмылись и отправились на предмет пожевать. Всяких ресторанчиков и забегаловок, как и полагается, очень много и на каждом углу. Наташа откопала что-то итальянское, хотя и вкусное, но отнюдь не дешевое. Много французов, а также надписей на французском языке.

    Вечером вышли поужинать, зашли во французский ресторанчик очень милого интерьера, и услышали родную русскую речь, проистекающую от явно семейной пары. После некоторых логических умозаключений решили подойти и поговорить. Насчет умозаключений -- как известно, русский от русского старается, на всякий случай, держаться подальше. Но шеи у них от цепей не гнулись, лица были явно не новорусские и вообще светились интеллектом, для характерных наших цепеносцев никак не свойственным. Т.е. если они и были туристами, то явно не обычными, потому что наше понимание экзотики сильно отличается от такового иностранцев. Для них экзотика -- это что-то приближенное к природе, первобытности или экстремальности, для нас экзотика определяется количеством звезд отеля, ценой, роскошью и так далее. А если они и посольские, подумали мы, то все-таки это Лаос, а не какие-нибудь Соединенные Штаты, где к нашему посольскому не на всяком Мерседесе подьедешь, и где одна только вывеска русского посольства навевает страстное желание держаться от этой вывески подальше, как-бы плохо ни пришлось. Т.е. должны быть нормальные люди. Нормальными людьми они и оказались, за час рассказав нам о Лаосе столько и так, сколько и как мы бы за год не узнали. Причем Наташе рассказывали с женским уклоном, а мне -- с мужским.

    Выяснилась масса всяких интересных вещей. Прежде всего - лаосцы очень милые, приятные и дружелюбные люди, открытые и готовые помочь. Лаосский язык почти одинаков с тайским -- что мы уже успели заметить. Основная религия -- буддизм, что само по себе подразумевает открытость, готовность помочь, терпимость и дружелюбие. Перед буддизмом пасует даже такой носорог, как коммунизм. Особенно в этом регионе. Есть здесь община католиков, партийные товарищи крепко ее прижимают -- хотя бы потому, что католицизм воспринимает коммунявстство, как порождение Сатаны -- пусть кто-нибудь попробует сказать, что католики неправы! А буддизм, лучащийся мудростью тысячетелетий, спокойно, как взрослый на ребенка, взирает на эти бредовые скачки и совершенно верно полагает, что комми и прочее приходят и уходят, а вот буддизм остается. Запретить здесь буддизм это почти то же, что запретить еду или сон. Ну, то есть, у нас пытались не то, чтобы вообще еду запретить, но как-то так дать понять, что строительство коммунизма и желание покушать -- вещи не совсем совместимые. Не удалось, даже когда это пытались делать владимиры ильичи и львы давыдычи. Народ лез жрать, даже под пулеметами. Так что здесь и не пытались, и более того -- в Лаосе лучшее образование дают буддийские монастыри, вот почему даже партийные камрады и геноссе время от времени прячут партбилет куда-нибудь в очень укромное место и идут в монастырь. Восполнять пробелы социалистического образования. Восполнят, и возвращаются обратно, на партийную работу. Если в Лаосе у вас будут проблемы -- чисто даже информативного плана, проще всего -- подойти к монаху и спросить. Как правило, они хоть немного, но говорят по-английски, ну а само их положение -- буддийский монах -- обязывает их помогать и быть всегда дружелюбным. Главный, что-ли, недостаток лаосцев -- они ленивы и не горят желанием чего-то достичь или чего-то построить. Они этот свой недостаток и не скрывают. Можно выращивать 4 урожая в год -- а зачем? Одного хватит, а если нет -- подоспеет гуманитарная помощь, причем от тех, кого они больше всех и не любят -- американцев, японцев, таиландцев... Последних не любят за то, что они помогали американцам во время вьетнамской войны. Ну и вообще -- кто помогает, того и не любят. Гуманитарную помощь в виде денег им оказывать почти перестали -- по очень понятной нам причине, все напрочь и в ноль разворовывают. Оказывают натурой. Тоже воруют, но уже не так. В стране по-прежнему правит партия, жесткий режим, цензура и так далее, см. историю СовСоюза. Однако страну открыли, а куда деваться? Мы их кормить перестали, а сам Лаос ничего не производит. Электроэнергию гонит на экспорт -- потому что мы им успели настроить гидростанций, да еще кое-какие минералы, типа оловянной руды. Вот и все. Т.е. главной задачей Лаоса было и осталось -- прокормиться, а всякие прочие достижения цивилизации их пока мало интересуют. Не только открыли страну, но и вкатились в эпоху кооператорства, тоже нам знакомую. Отсюда и ресторанчики, даже иностранные, и пара-тройка супермаркетов -- т.е. они размериком с наш маленький магазин, и их всего два-три на всю столицу, но все-таки они есть, и они торгуют. Очень сильно влияние китайцев и вьетнамцев, к русским отношение хорошее -- скорбят только, что мы перестали осчастливливать трудящихся всей планеты, за свой счет. Но русских мало -- туристов не знаю, вообще наверное нет, раньше были спецы и так далее, а сейчас только посольство. Если достаточно долго пожить в этой стране и не просто жить, а пытаться понять их культуру, то все это очень и очень затягивает -- в конце-концов, их культура древнее любой западной, и всякие современные веяния, от идеологий до компьютеров, воспринимаются ими, как рябь на поверхности океана, если при этом находиться на глубине триста метров в подводной лодке. Власть и вообще какой-то порядок, в нашем понимании, существуют в столице и районных центрах, а все остальное -- джунгли, деревни, общины и что-то типа наших батьков времен гражданской войны. На туристов-дикарей, отправляющихся в джунгли в одиночку, смотрят как на самоубийц, хотя все это несколько преувеличено. Но все-таки еще несколько лет тому назад тут достаточно громко постреливали, даже в самой столице, и иногда злоупотребляли комендантским часом. Долина реки Меконг, столица -- все это плоскость, горный Лаос начинается севернее, как и его природные красоты. Мы, понятно, туда не забирались, а все говорят, что посмотреть есть на что.

    После полудня жизнь несколько замирает, вечером вообще стихает -- петухи и куры только снуют, да лениво бродят собаки и кошки. Собаки настолько умиротворенны, что кажется -- они не совсем понимают, зачем природа наградила их даром лаять. На кого и чего ради? Ну, и не лают. Случись что -- скорой помощи нет, на всякий случай нет и общественного транспорта. Если женщине доводится рожать, она делает это на свой страх и риск, в конце-концов, ее ведь не силком рожать заставляли? Да, нам показали ночной клуб, начинает потихоньку проникать зараза... Причем он уже не один. И еще одна привлекательность Лаоса для иностранцев, весьма специфическая -- травка. Она тут дешева и доступна, потом еще какие-то пути для ее вывоза, вроде во Вьетнам. Горный Лаос -- часть знаменитого Золотого Треугольника, и этим сказано почти все. Мы с Наташей к наркотикам равнодушны, а потому и сказать больше не можем, не знаем.

    В заключение про Лаос -- недаром, все-таки, Лаос считают самой загадочной страной этого региона, это чувствуется. В любом случае он по-своему нравится, а мы ведь были только в столице. Нравится атмосфера, отношение людей друг к другу и к вам, чистый воздух, чистые продукты и вода. Такой весьма поучительный пример -- в российском посольстве жила и работала семья, так вот их дочь, красивая, как и Наташа, настолько прониклась Лаосом, что поступила в университет, окончила его по чему-то, связанному с Лаосом, и сейчас живет и работает где-то на лаосском диком севере, и ни о чем другом и не мечтает. Это о многом говорит. Просто навскидку, на очень поверхностный взгляд, Лаос привлекателен своими людьми и своей культурой. Ну, а если говорить о туризме, то обращаться надо к любителям экстремальных ситуаций, дикой природы и вообще выживания. Пакуйте чемоданы и рюкзаки и добро пожаловать! У вас есть отличный шанс сломать себе все-таки шею, причем за весьма умеренную, по сравнению с другими странами, цену.

    Покинули Лаос, как и вьехали, без приключений -- а вот на "нашей", тайской стороне, Наташа блеснула знанием тайского. Сразу после шаттла надо брать тук-тук и ехать на автовокзал, ранним утром приезда мы без слов заплатили 50 бат -- стандартную, как нам сказали цену. Вот почему, когда водитель тук-тука, или погонщик, заявил по-тайски стоимость -- 40 бат, Наташа ничего не услышала, настолько была готова к битве, и с пылом заявила по-тайски-же, что она заплатит ровно 50 бат, и пусть никто ни на что другое и не расчитывает. Стоявшие рядом другие погонщики ухватились за свои верные драндулеты, а наш чуть не выпал из седла, но все-таки усидел и почему-то согласился. Вот так мы и доехали до вокзала. Там выяснилось, что кондиционированные автобусы бегают только ночью, днем (а время было 11 утра) ходят обыкновенные, без кондиционера, пледа, стюардессы и прочего. Деваться некуда -- сели и поехали. Езду в местном автобусе, без кондиционера, в экваториальной практически зоне, надо пережить -- рассказывать бесполезно. Ну, дороги-то в Таиланде хорошие, спору нет, но пыль и удушающая жара от качества дороги не зависят. Автобус останавливается на каждом углу, цепляя и роняя пассажиров, или дожидаясь, пока торговцы какого-нибудь поселка не отоварят в автобусе всех желающих. Иногда налетает гроза, тогда приходится закрывать все окна и тупо терпеть, как в зубоврачебном кресле. Наташа пережила дорогу довольно легко, впрочем. Она ее проспала, а ехали почти 13 часов.

    Усталые, но не совсем недовольные, мы вернулись домой

   Автор -
Михаил Войтенко
Оптимизировано под Internet Explorer 5.0, 800x600
Хостинг предоставлен:
worlds.ru
TopList
  2000-2001. © Copyright by Laowai. All rights reserved
Пишите по всем возникающим вопросам
Последнее обновление сайта:   сего года